Выпусники приемной семьи о взрослой жизни

Выпусники приемной семьи о взрослой жизни

Семья является главным источником успешной социализации в обществе, и замещающая семья не исключение. Именно в семье ребенок формируется как личность и как часть общества, из семьи дети выходят во взрослую жизнь.

О взрослой жизни довелось поговорить с выпускниками Эдуардом и Александром, которые с 2011 года до совершеннолетия воспитывались в приемной семьи Каленик Антонины Петровны. Эдуард и Александр - родные братья, родители лишены родительских прав. Ребята на сегодняшний день являются студентами Гродненского государственного университета имени Янки Купали, обучаются на факультете физической культуры, живут вместе в одной комнате общежития.

- Ребята, расскажите про жизнь после ухода из приемной семьи?

- Я хотел быстрее уехать из приёмной семьи, мне хотелось свободы, самостоятельности, - ответил Эдуард.

- Мне тоже хотелось свободы, однако очень не хотелось покидать семью, - пояснил Александр.

- Почему не хотелось?

- Потому что там за пределами приемной семьи, совсем по-другому, ты должен сам все делать.

- Как проходит учеба в университете, расскажите?

-Этот семестр я закончил «без хвостов», получаю повышенную стипендию, в университете легче учиться, чем в школе. - похвалился Александр.

- Скажите, с какими трудностями столкнулись в самостоятельной жизни?

Ребята посмотрели друг на друга, улыбнулись, и задумались, прервал молчание Эдуард:

- Трудностей больших не было, Антонина Петровна приучала нас к новой жизни, объясняла, рассказывала, обучала, по вечерам много говорила, что впереди у нас новый этап в жизни, что всегда готова помочь советом, что всегда ждет в гости.

Александр, который по своей природе молчаливый парень, сказал прекрасную вещь: «Взрослая жизнь-это когда ты должен брать ответственность за себя и сам принимать решения, ведь правильных или неправильных решений нету».

Каждые выходные ребята гостят у Антонины Петровны, перед приездом всегда ей позвонят, напишут. Антонине Петровне за радость такие гости, т.к. свои родные дети и внуки живут далеко. Александр и Эдуард всегда помогают по дому, по хозяйству, вместе проводят теплые вечера за чашкой чая и вкусными пряничными печеньями.

Подготовка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни является актуальной проблемой как для интернатных учреждений, так и для приемных родителей.

Приемным родителям необходимо постепенно подготавливать и настраивать детей на дальнейшую самостоятельную жизнь, чтобы зафиксировать положительное отношение ребенка к будущей жизни без приемной семьи. Для этого следует делать ударение на все положительные моменты, которые вы прожили вместе, несмотря на многие сложности и проблемы. Такую работу лучше всего осуществлять в качестве беседы, проводимой в подходящий и заранее подготовленный момент.

Специалистами Гродненского районного социально-педагогического центра на заседаниях методических объединениях приемных родителей, родителей-воспитателей регулярно рассматриваются вопросы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников. Для замещающих родителей несовершеннолетних, выпускников приемных семей, детского дома семейного типа организуются круглые столы, индивидуальное и групповое консультирование, оказывается своевременная психологическая помощь и поддержка, даются практические рекомендации.

Педагогом-психологом сектора поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей используются рекомендации приемным родителям по подготовке детей к выходу из приемных семей в самостоятельную жизнь.

  1. Проявляйте доброту, внимание и заботу к детям-выпускникам.
  2. Опирайтесь на положительные качества личности подростка. Используйте поощрение, подчеркивая лучшие качества ребенка.
  3. Высказывайте положительные мнения о личности ребенка, «вселяйте» в него уверенность в собственных силах, поощряйте инициативность и активность.
  4. Всегда интересуйтесь и учитывайте настроение ребенка, открыто спрашивайте у подростка, что он чувствует, почему у него плохое настроение, что у него случилось.
  5. Поддерживайте подростка во всех его начинаниях силой своего авторитета.
  6. Морально поддерживайте и укрепляйте веры подростка в свои силы и возможности.
  7. Делитесь с ребенком собственными чувствами и переживаниями по поводу расставания с ним.
  8. Пробуждайте процесс воспоминаний каких-либо приятных запомнившихся эпизодов совместной жизни (через совместный просмотр общих фотографий, видео и т. д.).
  9. Обсуждайте при этом, какие ощущения Вы испытываете, обязательно фиксируйте приятные ощущения и подробнее их описывайте, основным здесь должны быть фразы: «Я рада, что мы встретились», «Я рада, что встретила человека, который стал мне очень близким», «Мы с тобой будем общаться» и т. д.
  10. Совместно с ребенком найдите положительные стороны в его будущем.
  11. Совместно постройте планы на будущее: выбор будущей специальности, учебного заведения, что он будет делать, когда покинет приемную семью, кем он станет, где будет работать, какую видите вы его собственную семью (обязательно все это проговаривайте через фиксацию на положительную сторону).
  12. Совместно составьте ваш план общения в будущем, это может быть проведение совместного досуга, участие в делах друг друга, регулярные встречи или общение по телефону и т. д.

 

Кулеш Татьяна Николаевна, заведующий сектором поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ГУО «Гродненской районный социально-педагогический центр».

Наверх